Проектирование и строительство выставочных зданий и комплексов
Научно-технический прогресс и сопутствующий ему рост ассортимента и и объема промышленной продукции, повышение культурного и материального уровня вызвали широкий обмен информацией во всех областях человеческой деятельности - технике, науке, культуре и искусстве. Это, в частности, породило практику проведения выставок, которые дают возможность непосредственного знакомства с новейшими достижениями при их экспозиции, совмещенной с различными средствами информации.
С середины прошлого века началось проектирование и строительство специальных временных выставочных зданий и комплексов. Начать условный отсчет следует с 1851 г., и не только потому, что это год открытия первой Всемирной выставки в Лондоне, но преимущественно в связи с тем, что строительство ее главного павильона - Хрустального дворца (архит. Дж. Пэкстон) - определило тенденции развития архитектурных выставочных зданий и сооружений. Они стали рассматриваться как своеобразные выставочные экспонаты, которые демонстрировали новейшие достижения в области строительной техники.
Достаточно упомянуть, что именно в архитектуре выставочных сооружений впервые были проверены:
- модульная система;
- унификация и типизация новых конструкций из стекла и чугуна (Хрустальный дворец);
- точность монтажа укрепленных блоков стальных конструкций применительно к уникальному по высотности (300 м) сооружению (Эйфелева башня на Всемирной выставке в Париже в 1889 г);
- стальные трехшарнирные решетчатые рамы пролетом 112,5 м (здание Галереи машин на той же выставке - архит. Ш. Дютер, инж. Контамен),
- первые в мире висячие конструкции покрытий (павильоны Всероссийской Нижегородской ярмарки 1896 г. - инж. В. Шухов) и др.
Можно смело утверждать, что ни в одном из типов общественных зданий не было применено столько новых конструкций, как в выставочных павильонах.
Архитектура выставочных зданий и павильонов советских времен, особенно сооружаемых для всемирных и международных выставок, имела помимо технической ответственную идеологическую программу пропаганды советского образа жизни и показа достижений социалистического общества. Эти задачи советской выставочной архитектуры всегда учитывались зодчими. Впервые СССР участвовала на Международной выставке в Париже в 1925 г., где советский павильон получил гран-при (архит. К. Мельников). Архитектурной сенсацией стал и павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 г. Отведенный участок был исключительно неудобен — узкая и длинная полоса земли, расположенная к тому же над транспортным туннелем, позволившая разместить на ней здание размером в плане 21,5X160 м. Разбив пространство павильона на анфиладу залов, архит. Б. Иофан преодолел монотонность заданной структуры, меняя отметки уровней залов, соединенных торжественными лестницами. Система нарастающих объемов павильона исполнена динамизма. Здание было увенчано гигантской 25-метровой скульптурной группой.
Разнообразные выставки широко вошли в общественную жизнь стран и народов. Наряду с временными стали возникать постоянные выставки и выставочные комплексы, служащие пропаганде передовых достижений и обмену опытом во всех отраслях науки и техники.
В общей классификации выставочные сооружения рассматриваются по назначению, периоду функционирования, содержанию и цели экспозиции (рис. 92).
Различно складывается характер архитектуры выставок. Для всемирных и международных выставок, генеральный план которых разрабатывается одним, как правило, крупнейшим архитектором (например, генеральный план Экспо-70 в Осаке был разработан К. Танге), характерна значительная разностильность, в какой-то степени ярмарочный характер, поскольку архитектура каждого из павильонов решается независимо авторами из различных стран, преследуя престижные или рекламные цели. Для архитектуры постоянных выставок характерно большее единство стиля.
Выставочное строительство остается актуальным, особенно на республиканском, областном и городском уровнях.
Рис. 92. Выставочные здания: I - классификация выставок; II - функциональная схема выставочного сооружения: 1 - открытая экспозиция; 2 - помещения входные; 3 - то же, экспозиционные; 4 - обслуживания зрителей; 5 - административно-хозяйственные; 6 - мастерские; III - выставочные центрические здания; а - однопролетные; б - то же, с обходной галереей; в - с экспозицией на этажерках; г - с промежуточными опорами; д - с расчленением по вертикали и горизонтали; IV - параметры и графики движения в проходных (в, д, ж) и непроходчых (a, б, г, ) залах; V - ценгричная и блочная объемно-планировочные схемы |