Торговые здания и их комплексы составляют звенья единой
системы торгово-бытового обслуживания населения. Роль этой системы возрастает, и
она претерпевает существенные изменения и усовершенствования, развиваясь в двух
основных направлениях — максимального приближения к потребителю, вплоть до
обслуживания на дому.
и в направлении укрупнения и кооперирования торговых
предприятий с учреждениями общественного питания и службы быта. На городском
уровне происходит дальнейшее укрупнение этой системы путем объединения с
системой культурного обслуживания.
Строительство торговых зданий производят преимущественно по типовым проектам, в номенклатуру которых входят проекты зданий различной торговой специализации, крупности, предназначенные для разных климатических и инженерно-геологических условий, с традиционными или полносборными конструкциями. Особенно крупные здания - центральных городских универмагов, крытых рынков, крупных магазинов по продаже специализированных видов товаров (мебели, тканей и др.) - возводят по индивидуальным проектам.
Номенклатура торговых зданий по типологии последовательно сокращается в процессе их укрупнения, которое происходит под влиянием новых форм торговли (открытая выкладка товаров, самообслуживание, система заказов), размещения фасованных продовольственных товаров в одном торговом зале с промышленными товарами, переноса значительной части операций по подготовке пищевых товаров в промышленные условия. Этот процесс ведет к росту торгового оборота и требует укрупнения торговых зданий и размывания границ специализации между продовольственными и промтоварными магазинами. Укрупненные магазины по продаже методом самообслуживания широкого ассортимента продовольственных товаров в одном зале с ограниченным (первичным) ассортиментом промышленных товаров (универсамы) стали наиболее прогрессивной формой торговли товарами массового спроса наряду с универмагами — типом зданий, сложившимся более столетия назад, но претерпевающим также существенные функциональные, а соответственно и объемно-планировочные изменения.
В связи с продолжающимися динамичными изменениями форм торговли, оказывающими влияние на формирование крупных торговых зданий и их типологию, классифицировать такие здания можно лишь по самым общим признакам: товарной специализации (универсам; универмаг; магазин, специализированный по группе товаров, например Дом обуви); формам торговли; градостроительному назначению (местное, районное или городское обслуживание); конструктивно-планировочному типу здания (каркасное с крупной сеткой опор, большепролетное) (рис. 94). Из числа приведенных в классификации торговых зданий в настоящем разделе в связи с ограниченным объемом курса рассмотрена специфика проектирования зданий только крытых рынков, значение и объем строительства которых возрастают.
Рис. 94. Классификация торговых зданий