Проектирование и объемно-планировочные решения зданий крытых рынков
Строительство крытых рынков, имевших ограниченное применение в эпоху Возрождения (Меркато Нуово во Флоренции, рынки в Лондоне, Ипре), приобретает широкое развитие со второй половины XIX в.
Техническими предпосылками развития зданий крытых рынков послужили: разработка и осуществление новых большепролетных конструкций перекрытий, создание и развитие холодильной техники. В XIX в. рынки строились преимущественно с применением металлических конструкций. С 1920-х гт. в строительство крытых рынков внедряются железобетонные пространственные большепролетные конструкции покрытий.
Современные здания крытых рынков размещают в центрах жилых районов крупных городов или совмещают с общественно-торговыми центрами малых городов, рассчитывая на большие ежедневные потоки покупателей (10-80 тыс. чел.). Соответственно к рынку направляются большие грузовые потоки преимущественно продовольственных товаров. Поэтому при размещении рынка в застройке надо предусматривать удобные подъезды и подходы с непересекающимися трассами движения людей и грузов, предрыночную площадь для развязки движения людских потоков и паркования автомашин покупателей, хозяйственный двор для подъезда, разгрузки и стоянок грузовых машин. Наиболее целесообразна трассировка людских и грузовых потоков в разных уровнях с подземными въездами грузовых машин на уровень подвального этажа, оснащенного холодильными установками.
При размещении здания крытого рынка или в объемно-планировочном решении самого здания предусматривают открытые территории, оборудованные прилавками и навесами (предпочтительно сборно-разборные) для организации сезонной летне-осенней торговли фруктами, овощами и цветами. Соответственно природным условиям меняется размер территории, отводимой под рынок. В I-III климатических районах он составляет не менее 1,5 га, в IV - 2,5 га (за счет развития открытой территории для сезонной торговли). В состав здания рынка входят помещения одного или нескольких торговых залов, склады-холодильники, помещения санитарно-контрольной станции, дебаркадер для разгрузки товаров (рис. 95). Современная практика проектирования крытых рынков базируется на принципе создания одного централизованного (одно- или многозального) здания. Нежелательное соседство отдельных видов товаров (например, молочных и рыбных) в централизованном здании исключают, разделяя группы рабочих мест. Рис. 95. Функциональная схема здания крытого рынка |
В торговом зале предусматривают разовые и стационарные рабочие места. Они представляют собой группы прилавков, в состав инженерного оборудования которых могут входить холодное водоснабжение и местные обогреватели для зимнего времени. Стационарные рабочие места предназначают для государственной и кооперативной торговли. Их размещают в оборудованных киосках, обычно сплошным фронтом вдоль одной или нескольких наружных стен торгового зала.
Помещения санитарно-контрольной станции располагают со стороны фасада, обращенного к хозяйственному двору, и проектируют встроенными или пристроенными к основному объему здания.
Склады-холодильники размещают в одном-двух подвальных этажах под всем торговым залом и соединяют грузопассажирскими лифтами с зонами стационарных рабочих мест или рабочими коридорами, связанными непосредственно с этими зонами без пересечения проходов для покупателей. Число лифтов назначают из расчета один лифт на 1 тыс. и рабочей площади зала.
В торговом зале следует предусматривать естественное дневное освещение рабочих мест с коэффициентом освещенности при боковых светопроемах Е≥1,5%, при верхнем свете Е≥5%.
В летнее время в торговом зале должна поддерживаться температура воздуха 18-20°С, а в зимнее - 5°С, что обычно достигается за счет применения местных обогревателей в зоне рабочих мест и тепловых завес у дверных проемов. Для обеспечения требуемой температуры воздуха в летнее время прибегают к аэрации и механической вентиляции торгового зала, защите его от прямой инсоляции и солнечной радиации. С этой целью могут быть предусмотрены ориентация светопроемов на северный сектор горизонта, заполнение их светорассеивающими материалами (стеклоблоки, стеклопрофилит), применение стационарных солнцезащитных устройств.
Объемно-планировочное решение здания, как правило, строится на основе центричной формы плана (круг, кольцо, квадрат, треугольник и т. п.), которая обеспечивает максимальную компактность объекта и сокращение протяженности перемещений покупателей.
Центрическая форма применима при вместимости торгового зала до 500 торговых мест. Поскольку такая вместимость - наиболее массовая, центричная форма преобладает в практике. Когда необходимо большее число торговых мест, прибегают к многозальным планировочным решениям. Для компактности и сокращения протяженности трасс движения покупателей залы прямоугольной формы блокируют продольными сторонами. Распространен прием размещения вдоль осей стыковки залов киосков со стационарными торговыми местами.
Торговые залы рынков проектируют с однопролетным или многопролетным покрытием с укрупненной сеткой промежуточных опор (6X12, 9X9, 12X12, 24X24 м). Окончательно выбирают вариант покрытия в зависимости от производственных возможностей в районе строительства и с учетом технико-экономических показателей вариантов. В функциональном отношении вариант покрытия без внутренних опор всегда предпочтительнее.
Планировку торгового зала разрабатывают с учетом необходимости обеспечить равноценность всех рабочих мест (по доступности для покупателей, по устройству связей со складами и пр.). В связи с этим здания рынков проектируют, как правило, одноэтажными. Введение антресольных галерей по периметру торгового зала позволяет увеличить на 25-30% число торговых мест. Однако эти места не пользуются признанием ни у покупателей, ни у продавцов из-за большой удаленности и худшей связи со складами.
Относительная равноценность мест на втором уровне достигается при размещении входов в торговый зал в уровне промежуточных лестничных площадок, от которых один марш ведет в цокольный, а второй - в бельэтаж. Среди центричных торговых залов особенно популярны залы с планами круглой, кольцевой или квадратной формы. Круглая форма обеспечивает максимальную компактность здания и возможность применения центрально-симметричных пространственных покрытий из оболочек двоякой кривизны и висячих систем. При применении ряда таких конструкций устраивают наклонные опоры. Между ними и вертикальными наружными ограждающими конструкциями образуется полуоткрытое кольцевое пространство лоджий, которое используют для сезонной торговли (рис. 96). Однако узкое кольцевое пространство таких лоджий не может полностью удовлетворить требованиям сезонной торговли ни по площади, ни по ее качеству (малая глубина лоджий позволяет организовать торговлю только с лотков), поэтому необходимо выделять дополнительные территории для сезонной торговли.
Для покрытий квадратных и прямоугольных в плане зданий широко используют гладкие пологие сборные оболочки двоякой кривизны с поверхностью переноса или сферы с бортовыми элементами жесткости из сегментных железобетонных ферм или контурных железобетонных ребер, опертых на стойки.
Покрытия из металлических перекрестно-стержневых систем типа структур применены над зданием треугольного в плане (36X36 м по катетам).
Рис. 96. Примеры архитектурно-планировочных решений зданий крытых рынков: А- общий вид, генеральный план, разрез: Б -рынок, общий вид и план; В - типовой проект централизованного здания рынка (план): 1 - торговый зал; 2, 3 - блок продовольственного и промтоварного магазинов и кафе-столовой; 4 - зал торговли картофелем (в летнее время на кровле - кафе); 5 - гостиница; 6 - разгрузочный двор; 7- подземный переход; 8 - подземный санузел; 9 - автостоянка; 10 - стационарные места колхозной торговли; 11 - зона сезонной торговли; 12 - места государственной и кооперативной торговли |