Переход от строительства домов средней этажности к многоэтажным сопряжен с необходимостью обязательного устройства лифтов и надежного обеспечения пожарной безопасности, противопожарной эвакуации населения. Оба эти фактора специфичны для многоэтажных жилых домов, и чем больше высота здания, тем существеннее их влияние на целесообразность и экономичность объемно-планировочных решений.
Обеспечение безопасности людей достигается планировочными (рис. 22) и техническими средствами локализации и изоляции очага пожара от всего объема здания, исключения распространения дыма по зданию и обеспечения аварийных путей эвакуации. Требования к безопасности путей эвакуации при пожаре возрастают с увеличением этажности. Различают три группы требований: к 6-9-этажным, 10-16-этажным и домам выше 16 этажей. Наименее жестки требования к путям эвакуации в зданиях высотой 6-9 этажей. Объясняется это тем, что их высота совпадает с высотой автомеханических лестниц, которые служат надежным средством противопожарных городских служб для аварийной эвакуации людей.
Поэтому в зданиях высотой до 9 этажей эвакуационные лестницы размешают
в несгораемых лестничных клетках с естественным боковым освещением без
специальных устройств дымоудаления. На случай задымления этой лестницы при
пожаре для каждой квартиры, расположенной выше 5-го этажа, предусматривают
дополнительный аварийный путь эвакуации. В качестве аварийного пути служат
переходы по лоджиям или балконам в квартиры смежных секций дома, открытые
противопожарные лестницы между люками в перекрытиях балконов и лоджий
смежных по высоте этажей, опоясывающие
здания балконы и т. п. Рис. 22. Планировочные меры обеспечении безопасной эвакуации: А - в 6-9-этажных домах; Б - в домах выше 9 этажей; В -пример планировки секции с переходом в эвакуационную лестничную клетку через воздушную зону; а-г - схемы эвакуационных путей в 9-16-этажных домах; д - деталь лестницы с воздушной зоной; е - то же, с подпором воздуха; 1- переходная лоджия; 2 - аварийные лестницы н люки в балконных плитах: 3 - балкон; 4- -лестница с воздушной зоной; 5- лифтовый холл: 6- шахта дымоудаления; 7- открытая лестница: 8 - лестница с подпором воздуха; 9- рассечка |
В крупнейших городах страны, имеющих в оснащении противопожарных служб автомеханические лестницы высотой до 50 м, вышеприведенные меры организации аварийных путей эвакуации разрешено предусматривать в домах высотой 10 этажей при общей площади квартир на этаже секции до 270 м. Дополнительное противопожарное требование к проектированию таких зданий составляет необходимость устройства противопожарной рассечки в лестничных клетках посередине высоты здания или через 5 этажей по высоте. Рассечка представляет собой несгораемую стену высотой в этаж.
В качестве основной меры обеспечения безопасной эвакуации в домах высотой 10 и более этажей нормы регламентируют устройство незадымляемых лестничных клеток с боковым естественным освещением. Незадымляемость создается объемно-планировочными или инженерно-техническими мерами.
Объемно-планировочными мерами служат устройство на пути эвакуации перед входом в эвакуационную лестницу открытой воздушной зоны или применение полуоткрытых холодных лестниц. Воздушная зона представляет собой открытый переход в виде лоджии или балкона из закрытого пространства жилого этажа (секции) в закрытое пространство изолированной лестничной клетки. Двери на пути эвакуации проектируют самозакрывающимися, несгораемыми, с уплотненными притворами и открыванием в сторону эвакуации.
Инженерно-технической мерой обеспечения незадымляемости служит принудительное удаление дыма из пространства лестничной клетки. Принудительное дымоудаление обеспечивает система вытяжной вентиляции, создающая подпор воздуха в лестничной клетке не менее 20 Па, но не более 100 Па. Шахты дымоудаления располагают вблизи лестничной клетки, а их сечения рассчитывают из условий удаления дыма не только из лестничной клетки, но и из прилегающих холла и коридора. Система включения вентиляторов дымоудаления двойная: автоматическая — от датчиков дымообнаружения (дымовых извещателей) и дистанционная — от кнопок.
Вентиляционные системы противодымовой зашиты состоят из шахт дымоудаления, оборудованных центробежными электровентиляторами, каналов для подачи воздуха, воздухо-заборной вентиляционной камеры и выбросного патрубка вентилятора дымоудаления. Незадымляемость пространства лестничных клеток, лифтовых шахт и холлов обеспечивается созданием в них избыточного давления воздуха (по отношению к коридору на этаже с очагом пожара), которое способствует удалению токсичных продуктов горения и дыма из коридора. В коридорах на высоте 1,8 м располагают отверстия, ведущие в канал дымоудаления. Подача воздуха в лестничную клетку и шахты лифтов идет сверху от вентиляционных камер, которые размешают обычно на чердачных перекрытиях или покрытиях. Отверстия воздухозабора и дымоудаления располагают на расстоянии друг от друга не менее 5 м в плане и 3 м по высоте, чтобы исключить попадание в систему подпора воздуха продуктов горения.
Ограждения шахты дымоудаления проектируют несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1 ч и сопротивлением воздухопроницанию не менее 1,33 м2чПа/кг. Вход в эвакуационные лестничные клетки рассматриваемого типа обычно организуют из лифтового холла через шлюз с самозакрывающимися дверями.
Помимо основного средства противопожарной безопасности, каким служит незадымляемая лестничная клетка, в многоэтажных зданиях предусматривают ряд дополнительных мер, к которым относятся устройство широкого (не менее 1,2 м) глухого простенка в лоджии, противопожарных переходов в смежные секции, вытяжной вентиляции шлюзов и лифтовых холлов. В незадымляемых лестничных клетках с подпором воздуха в качестве дополнительной меры безопасности устраивают противопожарные рассечки через каждые 5—6 этажей по высоте здания.
Незадымляемые лестницы с воздушной зоной обеспечивают безопасность эвакуации в аварийных условиях, но недостаточно удобны для использования при нормальной эксплуатации, особенно в зимнее время. Поэтому часто от них отказываются, устраивая в секции одну задымляемую лестницу для условий нормальной эксплуатации и 1—2 открытые наружные эвакуационные лестницы.
Лифты жилых домов проектируют пассажирскими грузоподъемностью 400 и 630 кг. Скорость лифтов в домах до 16 этажей включительно принимают 1 м/с, выше 16 этажей — 1,5 м/с. Число лифтов назначают в зависимости от этажности здания с учетом количества проживающих на этаже здания (секции). В 6—10-этажном доме принимают один лифт на секцию, а в 11 - 12-этажном - два лифта грузоподъемостью 400 кг, в 13-16-этажных домах при числе проживающих на этаже секции до 30 чел. применяют также два (400 и 630 кг), а до 40 чел. - три лифта (2—400 кг и 1—630 кг). В зданиях 17 и более этажей число лифтов принимают по специальному расчету.
Лифты размещают в пределах лифтового холла в средней зоне этажа (секции). Минимальный размер ширины площадки холла перед лифтом с грузоподъемностью 630 кг принимают при открывании кабин с широкой стороны 1,85, с узкой — 2,5 м.
При размещении лифтов соблюдают требование: шахты лифтов размещают таким образом, чтобы они не примыкали к стенам жилых комнат, а машинные отделения не располагались смежно, над или под жилыми комнатами. Отечественные противопожарные нормы не рассматривают лифты как средство аварийной эвакуации, так как при пожаре они могут получить повреждение или может быть нарушено их электросиловое питание. Незадымляемость лифтовых шахт может быть обеспечена тем же путем, как и незадымляемость лестниц — введением воздушной зоны или обеспечением подпора воздуха. Компоновка вертикальных средств коммуникации в секционных жилых домах наиболее часто решается компактно в виде единого лестнично-лифтового холла, имеющего различные габариты в плане в зависимости от числа и грузоподъемности лифтов (рис. 23). Рис. 23. Габариты и варианты блокировки лифтов в многоэтажных жилых домах |