В среднем машиностроении больше, чем в любой другой отрасли промышленности, широко применяются межотраслевые типы зданий, основанные на унифицированных типовых конструкциях каркаса и наружных ограждений. Это объясняется тем, что среди факторов, влияющих на формирование типов производственных зданий машиностроения, нет ярко выраженных, особых технологических и социальных требований. Вместе с тем выявлен ряд важнейших направлений совершенствования типов зданий машиностроения. Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее распространенный тип здания механических производств в машиностроении — одноэтажное многопролетное с пролетами 18, 24, 30 и 36 м, шагом колонн 12 м и высотой помещений от 8,4 до 18 м. Оборудуются они в большинстве случаев мостовыми кранами.
Достижения научно-технического прогресса в строительстве и архитектуре были использованы при создании в короткий срок гиганта автомобилестроения — Волжского автомобильного завода в г. Тольятти. За 4 г. и 2 мес, в марте 1971 г. была введена первая очередь завода, а еще через 8 мес, 7 ноября 1971 г., достигнута проектная мощность. Конструктивная система здания предельно проста. Применена единая сетка колонн 24X12 м. Максимальная унификация параметров здания позволила типизировать все конструктивные элементы и обеспечить высокое качество строительных работ.
Учитывая специфику производственных процессов, формовочно-заливочное отделение чугунолитейного цеха выполнено двухэтажным. В прессовом корпусе принята сетка колонн 24X12 и 30X12 м.
В зданиях литейной группы сетка колонн 18X12 м.
Увеличение пролета сверх 24 м в механических цехах не дает существенных преимуществ в организации технологического процесса, которые могли бы оправдать неизбежное при этом удорожание строительства зданий. Более оправданным оказывается увеличение шага колонн вместо 12 до 18 м и в некоторых случаях до 24 м. Экспериментальное проектирование показало, что в ряде случаев увеличение шага колонн позволяет не только повысить гибкость и универсальность зданий, но и улучшить размещение оборудования и в целом получить экономию производственной площади в пределах 6-8%, а в отдельных случаях и значительно больше, причем экономия площади особенно ощутима при крупногабаритном оборудовании (рис. 160).
Какой же ценой дается укрупнение шага колонн? Как показали подсчеты, удорожание единицы площади за счет более тяжелой подстропильной фермы составляет 1,5—1,7%. Поскольку одновременно сокращается потребная площадь, здание для заданного объема продукции в целом становится дешевле.
Укрупненный шаг колонн широко применяется в механосборочных, сборочных и сварочных цехах машиностроительных заводов США, Италии, Японии, Бельгии и др. В Германии, например, главный корпус завода грузовых автомобилей Деймлер-Бенц в Берде имеет шаг колонн 25 м.
Известно, что задача ускорения ввода мощностей предприятий решается главным образом путем сосредоточения материальных и людских ресурсов на решающих пусковых стройках. Нечасто используются в этом направлении эффективный проектный метод поочередного строительства зданий, специально для этого предусмотренная объемно-планировочная структура. Рассмотрим, что может дать такой метод на примере подшипникового завода. Главные корпуса современных подшипниковых заводов состоят из двух-трех пролетов, оборудованных 10-15-тонными мостовыми кранами, и нескольких бескрановых пролетов, расположенных перпендикулярно крановым пролетам.
Опыт строительства таких крупных корпусов площадью 150-200 тыс. м2 показал, что сроки строительства и ввода мощностей растягиваются на 5-7 лет. При этом на сооруженной за первые 2-3 года площади размещается оборудование по временной планировке с тем, чтобы начать выпуск продукции. После завершения строительства всего корпуса введенное по временной планировке оборудование переставляется в соответствии с основным проектом. Этот процесс сложен, омертвляются затраченные средства.
В результате совместной разработки архитекторов главный корпус разделен вставками на три секции с площадью каждой от 30 до 40 тыс. м2, соответствующие трем очередям строительства, причем каждая секция обеспечена необходимым числом вентустановок и бытовых помещений. Вставки размещены параллельно направлению технологических потоков и не затрудняют организацию производственных связей между отдельными участками обработки деталей. Ввод в строй первой секции позволяет начать стабильный выпуск подшипников и обеспечивает возможность дальнейшего развития корпуса. Это пример прогрессивной компоновки, позволяющей решать задачи ускоренного ввода мощностей за счет совершенствования объемно-планировочной структуры здания. Рис. 160. Объемно-планировочные решения зданий машиностроения. Рессорный завод: а - проект-аналог: б- новое решение: 1 - склад металла: 2 - термический цех: 3 - цех окраски: 4 - склад готовой продукции |