Машиностроение - самая крупная отрасль промышленности по объему продукции, численности трудящихся и основным производственным фондам. Машиностроение и металлообработка относятся к наиболее быстро развивающимся отраслям народного хозяйства.
Машиностроение включает 37 отраслей промышленности и 30 подотраслей. Каждая из них имеет свою специфику. Однако по характеру производственных условий и требований к типам зданий предприятия столь многочисленных и разнохарактерных отраслей машиностроения условно можно разделить на три крупные группы: тяжелое машиностроение, среднее машиностроение и приборостроение (включая электротехническую, радио- и электронную промышленность).
К предприятиям тяжелого машиностроения относятся заводы металлургического, энергетического и атомного машиностроения, тепловозостроительные, вагоностроительные, дизелестроительные, турбино- и котлостроительные и т. п.
Основная отличительная особенность предприятий тяжелого машиностроения — это сравнительно большой вес обрабатываемых деталей и наличие в цехах транспортных средств большой грузоподъемности. Как правило, предприятия тяжелого машиностроения вырабатывают уникальную крупногабаритную несерийную продукцию.
На таких предприятиях в большинстве случаев имеются крупные литейные и кузнечные цехи. Поэтому производства, как правило, размещаются в удалении от селитебных районов городов. Объемно-планировочные решения зданий предприятий тяжелого машиностроения в зависимости от технологической характеристики принимаются с пролетами 18, 24, 30 и 36 м и тяжелыми мостовыми кранами. Эти здания обычно проектируются одноэтажными, со светоаэрационными фонарями.
Наибольшее число предприятий, отличающихся большим разнообразием по характеру, мощности, серийности и массовости выпускаемой продукции, относится к среднему машиностроению. Здесь масса обрабатываемых деталей обычно не превышает 15 т. Современные предприятия среднего машиностроения строятся на принципах специализации и кооперирования. Это сказывается и на формировании типов промышленных зданий и их объемно-планировочной структуры.
На совершенствование типов зданий предприятий машиностроения оказывают влияние следующие основные факторы:
- быстрый рост механизации и автоматизации производственных процессов. Так, число установленных механизированных поточных линий в машиностроении и металлообработке за последние 10 лет увеличилось почти в два с половиной раза, автоматических линий - более чем в два раза;
- ускоренная модернизация производственного оборудования;
- переход на конвейерное и автоматизированное производство изделий;
- переход на некоторых производствах к групповой работе вместо конвейеризации (например, автомобильное производство в Швеции);
- широкое применение подвесных транспортных средств и уменьшение применения мостовых кранов, грузоподъемность которых доходит в отдельных случаях до 250 т;
- усложнение вентиляционных и отопительных систем в связи с укрупнением размеров зданий и степени их технической оснащенности;
- повышение энерговооруженности труда;
- рост квалификации и культурного уровня работников отрасли;
- улучшение условий труда и организации рабочих мест в помещениях и др.