Объемно-планировочное и архитектурно-композиционные решения зданий кинотеатра
Среди специализированных зрелищных зданий наиболее массовые - кинотеатры. Их посещаемость вдвое превышает суммарную посещаемость всех остальных зрелищных зданий и остается очень высокой, несмотря на развитие телевидения. Строительство кинотеатров — ответственная социальная задача, она тем более актуальна, что в целом по стране нормативные показатели обеспеченности зданиями киносети еще не достигнуты.
По функциональному признаку согласно СНиП различают кинотеатры общего типа, детские, повторные, мультипликационные и объемной кинопроекции (стереоскопические с применением поляроидных очков и гологра-фические). По архитектурно-строительной классификации различают одно-, двух-, трехзальные здания кинотеатров, кооперированные (многоцелевые) киноконцертные здания и здания с залом универсального использования (кинопроекция, концерт). Различают также кинотеатры круглогодичного и сезонного использования - летние открытые и закрытые.
Объемно-планировочные решения зданий кинотеатров, как относительно нового типа зданий, непрерывно совершенствуются и развиваются. Для современного этапа характерна тенденция проектировать наряду с наиболее массовым типом однозальных двух-трехзальные здания с залами различной вместимости и специализации. Нередко сочетают, например, зал большой или средней вместимости для показа полнометражных фильмов с залами средней или малой вместимости для демонстрации короткометражных, документальных или мультипликационных фильмов. Развивается также универсальное использование зданий кинотеатров в качестве киноконцертных залов с дополнением состава помещений гардеробами для зрителей и помещения для артистов.
Кинотеатры вместимостью до 800 мест строят на основе типовых проектов. Это однозальные здания с вместимостью 150, 200, 300, 500 и 800 мест, двухзальные на 200-300, 300-500 мест, трех-четырехзалъные на 100+ + 200 + 300 (500) мест. Кинотеатры большей вместимости, а также кинотеатры с залами многофункционального использования (кино, концерт, собрание) проектируют индивидуально. Целесообразна разработка индивидуальных проектов для кинотеатров и меньшей вместимости в случаях, когда здание служит композиционным центром жилого комплекса, сформированного типовыми жилыми зданиями, и может способствовать обогащению облика застройки.
Многозальные кинотеатры проектируют, как правило, индивидуально. Залы имеют различную специализацию и вместимость, соотношение вместимостей чаще приближается к 1 : 0, 6 : 0,4 при суммарной вместимости залов до 2,5 тыс. мест. Но встречаются и другие соотношения. (рис. 76).
Рис. 76. Кинотеатр. Общий вид, план, разрез |
Состав помещений кинотеатров невелик - зрительный зал (залы), входной узел, фойе с буфетом, санитарные узлы, кассовый зал, помещения администрации и блок помещений кинопроекции, имеющий свой эвакуационный выход. Функциональная схема зданий проста в связи с односторонней направленностью потока зрителей (возвратное движение не предусматривается).
Ядром композиции здания служит зрительный зал, который проектируют с учетом требований зрительного восприятия и беспрепятственной видимости, безопасной эвакуации, благоприятного акустического и температурно-влажностного режима.
Все геометрические параметры зрительного зала в плане и разрезе тщательно изучены с позиций обеспечения наилучших условий видимости, и основные из них нормативно регламентированы. Эти линейные параметры:
- Д - расчетная длина зала (от экрана до спинки кресла зрителя последнего ряда);
- Г - удаление зрителей первого ряда (по оси экрана);
- Ш - ширина рабочего поля экрана (криволинейного - по длине хорды);
- П - проекционное расстояние (от центра экрана до объектива проектора);
- В - рабочая высота экрана;
- Е - глубина зала под балконом;
- М - радиус сферы, ограничивающий зону размещения зрителей.
Кроме линейных регламентирован ряд угловых параметров: в плане α - угол между центром экрана и крайним местом первого ряда; φо - отклонение луча проектора от нормали к центру экрана; в разрезе αв и αн - углы, ограничивающие зоны зрительских мест соответственно выше и ниже по отношению к нормали к центру экрана; φв и φн - допустимые отклонения луча проекции по отношению к нормали (рис. 77, табл. 13).
Рис. 77. Функциональная схема кинотеатра и параметры размещения зрительских мест а его зале по СНиП: А - функциональная схема: Б - парамефы размещения мест в плане: В - то же, в разрезе зала; 1 - вестибюль; 2 - фойе; 3 - группа помещений обслуживания зрителей; 4 - зрительный зал; 5 - кассы; 6 - администрация; 7 - группа помещений кинопроекции |
Таблица 13. Геометрические параметры зрительных залов в кинотеатрах
Параметр Д зала,
м: |
Величина параметра |
Параметр П, м |
Величина |
М, м |
0,92√N |
φ° |
≤9 |
Ширина экрана Ш, м |
|
α° |
≤45 |
Г, м, при
экране: |
|
Т, м, при экране широком |
0,9 |
В,
м |
|
φ°н |
≤9 |
α°b |
≤30° |
φн |
≤3 |
α°н |
≤22° |
м |
0,92√N |
Примечание: N - вместимость партера.
Рабочая длина зала назначается в соответствии с его вместимостью, формой плана, но не более 45 м по условиям яркости изображения при стандартном кинопроекционном оборудовании. При уникальном оборудовании параметр Д увеличивается, но не более чем до 60 м по условиям синхронности звука и изображения. Наилучшие условия видимости обеспечивает расположение зрительских мест амфитеатром при превышении луча зрения не менее 12 см.
Анализ зрелищных зданий и спортивных сооружений выявил дополнительные резервы удобных зрительских мест по отношению к экрану по сравнению с нормативными требованиями (см. рис. 78), что позволяет несколько увеличить число зрительских мест в залах и довести его при рабочей длине зала 45 м и амфитеатральном размещении зрителей до 1,6 тыс. мест. Рис. 78. Зоны комфортной видимости кинопроекции: а - по СНиП II-73-76; б - по предложениям ЦНИИЭП зрелищных и спортивных зданий; α, ω, φ - углы предельного сокращения изображений; ОУ- очень удобные места; У - удобные места: М - малоудобные; Н —неудобные |
Увеличение вместимости до 2,5 тыс. мест может быть обеспечено за счет
устройства балконов. При этом не должны ухудшаться условия видимости на местах,
расположенных под балконом. С этой целью ограничиваются вынос балконов и
расстояние между лучом зрения зрителя последнего ряда к верху экрана и краем
балконной плиты (≥0,3 м).
Форма зрительного зала в плане может быть
различной — прямоугольной, квадратной, круглой, овальной, трапециевидной с
прямо- или криволинейным основанием трапеции. К наиболее распространенным
относятся прямоугольная, овальная и трапециевидная с криволинейным
основанием.
Прямоугольную форму применяют для залов малой и средней вместимости, остальные — при большой вместимости как средство ее увеличения без возрастания рабочей длины зала. Радикальное средство увеличения вместимости, как отмечалось выше, устройство балконов. Однако это одновременно и удорожающий фактор как из-за усложнения конструкций, так и из-за необходимости устройства не менее двух лестниц на балкон и двух отдельных эвакуационных путей с балкона. Относительное удорожание снижается с ростом вместимости балкона. Поэтому на балконах обычно размещают не менее 300 зрительских мест. Эвакуационные пути назначают по лестницам, ведущим к изолированным выходам, или по пандусам уклоном не более 1:6, спускающимся в зрительный зал к самостоятельным эвакуационным выходам. В свою очередь, зрители партера должны направляться также не менее чем к двум эвакуационным выходам из зала. При этом пути эвакуации зрителей балкона и партера не должны пересекаться. Необходимое время эвакуации всех зрителей из зала кинотеатра в зависимости от объема помещения составляет 2—3 мин.
Особенность акустического режима залов кинотеатров состоит в отсутствии непосредственного звучания речи или музыки. Их звукозапись воспроизводится обычно стереофонически, с усилением звучания системой громкоговорителей, расположенных в заэкранном про-нстве, и системой громкоговорителей, воспроизводящих звуковые эффекты. Последние равномерно размещают на задней и боковых стенах, у потолка, в подвесном потолке по периметру зала. Время реверберации в таких залах при норме объема на одного зрителя 4—4,5 м /чел назначается крайне ограниченным: 0,9—1 с для залов вместимостью 600—1000 чел. Таким образом, отраженный звук в незначительной степени дополняет звучание источника, и необходимая интенсивность звука в основном достигается за счет повышения громкости воспроизведения звукозаписи. Поэтому, несмотря на требования норм не допускать геометрических форм и очертаний внутренних поверхностей зала, вызывающих концентрацию или неравномерное распределение отраженного звука, в практике по архитектурно-композиционным соображениям часто достаточно свободно выбирают форму зала, вплоть до наиболее неблагоприятной в акустическом отношении круглой формы, нивелируя ее акустические недостатки звукопоглощающей облицовкой.
В залах вместимостью 300 и более мест СНиП допускает устройство перед экраном эстрады. Возвышение эстрады над полом в месте расположения первого ряда мест - от 0,9 до 1,1 м.
В связи с тем, что в залах кинотеатров зрители находятся в верхней одежде, расчетная температура внутреннего воздуха в ночной период в пустом зале принимается +8° С при расчетной температуре наружного воздуха. Если это условие соблюдено, нагревательные приборы в зрительном зале не устанавливают и подогрев воздуха в помещении достигается за счет подогрева воздуха системой приточной вентиляции перед началом утреннего сеанса.
Объемно-планировочное решение здания кинотеатра в целом зависит от его вместимости и числа залов (рис. 79). Для однозальных кинотеатров вместимостью до 800 чел. выбор взаимной компоновки зала и обслуживающих помещений для зрителей достаточно свободен: возможно примыкание последних как к торцовой, так и к продольной стороне зрительного зала. При большей вместимости в связи с тем, что разность уровней отметок пола по длине зала значительно возрастает, используют только различные варианты торцовой схемы. Фойе примыкает к залу со стороны торца с экраном или со стороны проекционных помещений. В последнем случае преобладает размещение фойе на втором этаже.
В однозальных кинотеатрах с балконом кинопроекционные обычно устраивают со стороны фойе и размещают под или над балконом (при соблюдении требуемых углов луча проекции к нормали к центру экрана). В двухзальных кинотеатрах с равными залами оба зала располагают на одном уровне, а фойе — между ними либо с примыканием к торцам залов. При неодинаковых размерах залов возможно их параллельное расположение, но более компактно размещение одного зала под другим.
Архитектурно-композиционным решениям зданий кинотеатров при всех различиях присущи общие черты. Обычно это крупные членения объема здания. При этом, как правило, объемы контрастны по форме и материалу. Характерно сочетание витражной свето-прозрачной поверхности низкого объема, включающего помещения фойе, с глухим высоким объемом зрительного зала, облицованным естественным или искусственным камнем.
Крупночлененную композицию значительно обогащает и сообщает ей масштабность введение таких пространственных функциональных элементов, как наружные лестницы и открытые обходные галереи. Подобный композиционный прием функционально оправдан в одно- и многозальных кинотеатрах с расположением фойе на уровне второго этажа, как, например, в кинотеатрах «Россия» и «Прага» в Москве. Рис. 79. Схемы объемно-планировочиой компоновки зданий кинотеатров: а - однозальная продолььная схема; б- г - торцовая схема; д, е - двухзальные с залами одинаковой вместимости; ж, и, к - то же, с залами различной вместимости: 1 - зал; 2 - помещения для зрителей; 3 - кинопроекционные помещения |